Программа экологического отряда
«Зелёный патруль»
государственного учреждения образования
«Средняя школа №3 г. Кричева»
на 2023/2024 учебный год
Руководитель отряда: Гапоненко Сергей Иванович
Пояснительная записка
Мы – хозяева нашей Родины и она для нас
кладовая солнца с великими сокровищами жизни»
М. Пришвин
Слово «экология» впервые более ста лет назад придумал немецкий ученый Эрнст Геккель. Тогда мало кто его понял, но прошли годы, люди научились строить заводы, самолеты и многое другое. Но люди не задумывались над тем, как они воздействуют на природу. Машины, заводы, самолеты, химические удобрения и многое другое, что создали люди, воздействует на природу: воздух, воду, землю. Природа просит защиты.
В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы и воздействие человека на окружающую среду стала очень актуальной. Громадное значение приобретает экологическое воспитание как составная часть нравственного, а формирование экологического сознания у обучающихся является одной из важных воспитательных задач.
Любовь к природе, ко всему окружающему нас миру необходимо прививать с детства. Без экологических знаний сегодня жить невозможно, они нужны нам - людям, - как воздух, как лекарство от болезни, диагноз которой- равнодушие к нашему общему Дому, к Природе. В последние десятилетия на людей во всем мире обрушивается гигантский поток информации о загрязнении природной среды. Можно было ожидать, что такой мощной лавины более чем достаточно для того, чтобы ликвидировать экологическое невежество. Но, увы, с каждым годом проблема обостряется. Необходимо донести до каждого мысль о том, что, только оберегая природу, человечество сохранит саму жизнь на земле. Велика в этом роль школы! Мы понимаем, что основные человеческие ценности и установки закладываются в детстве.
Экологическое воспитание – воспитание экологической культуры, формирование осознанной социальной обусловленности взаимоотношения человека с природой. Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Правильно используя различные методы воспитания, учитель формирует экологически грамотную и нравственно воспитанную личность.
Программа экологического отряда «Зелёный патруль» ориентированная на участников разного возраста (обучающихся 10-16 лет). Она предусматривает два основных направления: природоохранное - «Спасатели природы», познавательное - «Знатоки природы». Принцип работы экологического отряда основан на сочетании учебно-познавательской деятельности с физическими нагрузками и развлекательными мероприятиями. Юные экологи считают, что порядок должен быть везде и во всем, но начинать нужно с себя.
Эмблема отряда:
Девиз:
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий.
Цели работы:
создание условий для социального становления и развития личности через
организацию совместной познавательной, природоохранной деятельности
обучающихся и взрослых, осуществление действенной заботы о себе через
заботу об окружающей среде.
Задачи:
- Реализация познавательных и других интересов и потребностей
обучающегося через изучение природы своей малой Родины;
- Организация и претворение в жизнь социально значимых дел, акций по
сохранению и приумножению природного наследия;
-Привлечение обучающихйся к решению реальных проблем школы и города;
- Включение обучающихся в экологическое движение;
- Воспитание личности, готовой к практической деятельности, к пропаганде
экологических идей;
-Формирование экологической компетентности обучающихся;
-Повышение занятости обучающихся;
-Улучшение экологического состояния окружающей среды.
Устав отряда "Зелёный патруль"
Юным экологом может быть любой обучающийся 5 - 8 классов, любящий природу, желающий внести свой посильных вклад в дело охраны природы.
Юные экологи обязаны:
- принимать участие в охране окружающей среды;
- соблюдать требования природоохранного законодательства;
- знать, соблюдать и передавать другим нормы экологической этики и морали;
- изучать и приумножать природные богатства родного края;
- постоянно повышать уровень своих знаний о природе и экологической культуры населения.
Члены отряда имеют право:
- вести работу по изучению природы и экологии родного края;
- принимать участие в экологических акциях и праздниках разного уровня;
- развивать экологическую грамотность и культуру.
Юный эколог всегда должен помнить:
природа - это живая, чувствительная, очень сложная система;
от каждого из нас зависит, что останется в этом мире будущим поколениям.
Направления работы экологического отряда:
1. Познавательное (лекторская работа, выпуск брошюр и статей);
2. Природоохранное (организация экологических мероприятий).
3. Эколого-практическое (проведение экологических акций, мероприятий по улучшению и благоустройству школьной территории)
Методы, используемые при проведении занятий:
- Личностно-ориентированный
- Интерактивный
- Сотрудничество
- Мультимедиа
- Проблемный
Формы работы:
- экологическое информирование
- викторина
- экологическое патрулирование
- лекторий о здоровье
- экологический трудовой десант
- экологическая игра
- оздоровительные минутки
Ожидаемые результаты:
- приобретение обучающимися знаний об экологическом взаимодействии
в сообществах, в том числе людей, понимания значение экологии в нашей реальности и современной жизни, повышение уровня экологической культуры.
- получение обучающимися опыта позитивного отношения к окружающему
миру, воспитание чуткости и внимания к его проявлениям, способности удивляться его красоте, стремления изучать природу родного края.
- получение опыта применения теоретических знаний в решении
практических задач: изучении экологической среды, участие в природоохранной деятельности. Развитие физических качеств, выработка у
обучающихся потребности в здоровом образе жизни.