План работы учебно-методического объединения учителей математики, физики, информатики, астрономии на 2024/2025 учебный год
Методическая тема: «Повышение качества преподавания средствами учебных предметов«Математика», «Физика», «Астрономия» и «Информатика», в том числе в контексте формирования функциональной грамотности учащихся».
Цель методической работы: совершенствование профессиональной компетентности учителя по вопросам формирования функциональной грамотности учащихся.
Задачи:
- своевременно информировать педагогических работников о нормативном правовом, научно-методическом обеспечении образовательного процесса по учебным предметам, новинках педагогической литературы;
- актуализировать и углубить знания учителей УМО о современных технологиях обучения, совершенствовать методику преподавания учебных предметов;
- расширить информационно-образовательное поле учителей математики, физики, информатики и астрономии по формированию функциональной грамотности учащихся при организации учебных, факультативных занятий и во внеурочной деятельности;
- актуализировать и углубить знания педагогов математики, физики, информатики и астрономии по реализации воспитательного потенциала при организации учебных и факультативных занятий;
- совершенствовать компетентности педагогов в области методических подходов по проектированию современного учебного занятия в контексте формирования функциональной грамотности и в процессе реализации междисциплинарных связей;
- создавать условия для методического сопровождения роста профессиональной компетентности учителей и их успешной аттестации;
- способствовать трансляции передового педагогического опыта учителями – предметниками в методических изданиях, семинарах и конференциях различного уровня.
Заседание 1
Тема: «Содержательные и организационно-методические особенности образовательного процесса по учебным предметам «Математика», «Физика», «Астрономия» и «Информатика» в 2024/2025 учебном году».
Цель: создание условий для профессиональной компетентности членов УМО в области знаний нормативно - правовых документов и инструктивно-методических материалов по преподаванию учебных предметов«Математика», «Физика», «Астрономия» и «Информатика».
Задачи:
- Ознакомить членов УМО с нормативными правовыми и учебно – методическими материалами МО РБ, определяющими идеологию и стратегию в области образования.
- Проанализировать результаты ЦТ по учебным предметам«Математика», «Физика»и жизнеустройство учащихся.
- Определить содержание, формы и методы работы УМО учителей математики, информатики, физики и астрономии.
Форма проведения: инструктивно – методическое совещание.
Дата проведения: сентябрь
Оборудование: нормативные правовые документы и сборники приказов УМО РБ, методические журналы с материалами соответствующей тематики, презентации.
План проведения:
1.Научно-методический блок
1.1. Об основных нормативных правовых актах и методических документах, регламентирующих деятельность общеобразовательных учреждений Республики Беларусь в 2024/2025 учебном году:
1.1.1. Актуализация знаний нормативных правовых документов:
Кодекс Республики Беларусь об образовании;
Государственный школьный стандарт (Постановление коллегии Министерства образования Республики Беларусь от 10.05.2022 № 4.11)
Правила педагогических работников (приказ Министра образования Республики Беларусь от 10.06.2022 № 401);
Правила безопасности организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования, утвержденных постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 03.08.2022 № 227; Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27.12.2017 № 164 «Об установлении перечня документов, обязательных для ведения отдельными педагогическими работниками, и исключения практики привлечения педагогических работников к выполнению работ, не относящихся к выполнению их трудовых функций»;
Постановление Министерства образования Республики Беларусь 23.08.2022 № 284 «О научно-методическом обеспечении образования»;
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 11.07.2022 г. № 184 «Об аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования» (в редакции постановлений Минобразования от 30.12.2022 №509 и от 15.112023 №343)
Методические указания по организации контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, применению норм оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам от 15.09.2022г.(Приложение 22);
«Об утверждении учебных программ по учебным предметам для учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования» (Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 07.07.2023 № 190)
«Пералік вучэбных выданняў, якія прыгодныя для выкарыстання ў бібліятэчных фондах устаноў адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі, у 2024/2025 навучальным годзе»
1.1.2. Изучение новых нормативных правовых документов:
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь от 1 августа 2024 г. «Об организации в 2024/2025 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования»;
Приложения 5,6,12,13 к Инструктивно-методическому письму Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации образовательного процесса при изучении учебных предметов «Математика», «Информатика», «Физика», «Астрономия»;
Метадычные рэкамендацыі па фарміраванні культуры вуснага і пісьмовагама маўлення ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі» (утвержденные 21.08.2023 заместителем Министра образования Республики Беларусь, в редакции от 26.07.2024);
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24.04.2024 №47 «Аб тыпавых вучэбных планах агульнай сярэдняй адукацыi»;
Постановление совета министров Республики Беларусь от 7 августа 2019г. № 525 «Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований» (ред. от 03.05.2018) (далее – Санитарные нормы и правила); Приложение 12 к специфическим санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и эксплуатации учреждений образования, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 августа 2019 г. № 525 (в редакции постановления Совмина от 12.07.2024г. № 502);
Методические рекомендации по организации образовательного процесса при изучении отдельных учебных предметов на повышенном уровне в X–XI классах учреждений образования, реализующих образовательную программу среднего образования, с использованием новых учебных пособий;
Рекомендации по организации изучения на повышенном уровне учебных предметов в VIII и IX классах;
Методические рекомендации по проведению и оцениванию работ в письменной форме, выполненных в классе и дома по учебным предметам.
2. Учебно-методический блок
2.1. Анализ результатов итоговой аттестации учащихся, выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на II и централизованных экзаменов на III ступенях общего среднего образования в 2023/2024 учебном году в государственном учреждении образования «Средняя школа №3 г.Кричева»
Н.М. Якубенко, председатель УМО
2.2. Анализ результатов ЦТ 2024 года по учебным предметам «Математика», «Физика» и жизнеустройства выпускников.
Н.М. Якубенко, председатель УМО
2.2. Об итогах изучения уровня обученности учащихся за 2023/2024 учебный год.
2.3. Об успеваемости профильных и допрофильных классов по итогам 2023/2024 учебного года.
Н.М. Якубенко, председатель УМО
2.4. Об итогах проверки ведения классных журналов VIII- XI классов 2023/2024учебный год.
Н.М. Якубенко, председатель УМО
3. Практический блок
3.1. Разработка плана работы УМО на 2024/2025 учебный год.
Н.М. Якубенко,председатель УМО
3.2. Разработка плана работы по подготовке учащихся к выпускным экзаменам и ЦЭ, ЦТ в 2024/2025 учебном году.
Н. Г. Сафонова, учитель математики
3.3. Планирование работы с высокомотивированными учащимися через проведение факультативных и стимулирующих занятий по учебным предметам.
Члены УМО.
Домашнее задание
1. Изучить:
рекомендации по организации изучения на повышенном уровне учебных предметов в VIII и IX классах;
методические рекомендации по организации образовательного процесса на повышенном уровне в X–XI классах учреждений общего среднего образования;
методические рекомендации по проведению и оцениванию работ в письменной форме, выполненных в классе и дома;
рекомендации по результатам НИКО, которыми следует руководствоваться в целях формирования читательской, математической, естественно-научной, финансовой грамотности;
рекомендации по работе с учебными пособиями, которыек 2024/2025 учебному году переизданы с учетом результатов опытной проверки, диалоговых площадок, общественной экспертизы;
информацию об учебно-методическом обеспечении образовательного процесса по учебному предмету «Математика» в 2024/2025 учебном году;
перечень УМК факультативных занятийпо формированию функциональной грамотности средствами проектной деятельности в 2024/2025 учебному году
Члены УМО
2. Проанализировать программы по учебным предметам и составить соответствующее КТП, утвердить директором.
Члены УМО
3. Скорректировать планы подготовки учащихся к ЦЭ и ЦТ по математике, физике, информатики, астрономии;графики занятий с участниками республиканской предметной олимпиады в 2024/2025 учебном году.
Учителя- предметники, работающие в VIII-XI классах
4.Согласовать график взаимопосещения учебных и факультативных занятий учителями – членами УМО.
Н.М. Якубенко, председатель УМО
Информационные источники
- Кодекс Республики Беларусь об образовании (в редакции от 22.12.2021).;
- Государственный школьный стандарт (Постановление коллегии Министерства образования Республики Беларусь от 10.05.2022 № 4.11)
- Правила педагогических работников (приказ Министра образования Республики Беларусь от 10.06.2022 № 401);
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24.04.2024 №47 «Аб тыпавых вучэбных планах агульнай сярэдняй адукацыi»;
- Постановление совета министров Республики Беларусь от 7 августа 2019 г. № 525 «Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований» (ред. от 03.05.2018) (далее – Санитарные нормы и правила); Приложении 12 к специфическим санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и эксплуатации учреждений образования, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 августа 2019 г. № 525 (в редакции постановления Совмина от 12.07.2024г. № 502, далее – ССЭТ);
- Правил безопасности организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования, утвержденных постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 03.08.2022 № 227; 10.
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27.12.2017 № 164 «Об установлении перечня документов, обязательных для ведения отдельными педагогическими работниками, и исключения практики привлечения педагогических работников к выполнению работ, не относящихся к выполнению их трудовых функций»;
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь 09.04.2024 №41 «Об установлении перечня мебели, инвентаря и средств обучения, необходимых для организации образовательного процесса учреждениями образования»;
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь 23.08.2022 № 284 «О научно-методическом обеспечении образования»;
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 11.07.2022 г. № 184 «Об аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования» (в редакции постановлений Минобразования от 30.12.2022 №509 и от 15.112023 №343)
- Методические указания по организации контроля и оценки
результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, применению норм оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам от 15.09.2022г. (Приложение 22);
- «Об утверждении учебных программ по учебным предметам для учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования» (Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 07.07.2023 № 190)
- «Пералік вучэбных выданняў, якія прыгодныя для выкарыстання ў бібліятэчных фондах устаноў адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі, у 2024/2025 навучальным годзе»
- Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь от 1 августа 2024 г. «Об организации в 2024/2025 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования»;
- Приложения 5,6,12,13 к Инструктивно-методическому письму Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации образовательного процесса при изучении учебных предметов «Математика», «Информатика», «Физика», «Астрономия»;
- Метадычные рэкамендацыі па фарміраванні культуры вуснага і пісьмовагама маўлення ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі» (утвержденные 21.08.2023 заместителем Министра образования Республики Беларусь, в редакции от 26.07.2024);
- Методические рекомендации по организации образовательного процесса при изучении отдельных учебных предметов на повышенном уровне в X–XI классах учреждений образования, реализующих образовательную программу среднего образования, с использованием новых учебных пособий;
- Рекомендации по организации изучения на повышенном уровне учебных предметов в VIII и IX классах;
- Методические рекомендации по проведению и оцениванию работ в письменной форме, выполненных в классе и дома по учебным предметам.
Дополнительные интернет-ресурсы:
https://eior.by – единый информационно-образовательный ресурс;
https://boxapps.adu.by– комплекты интерактивных дидактических материалов;
http://www.belarus.by/ru/travel/heritage – официальный сайт Республики Беларусь;
http://www.belstat.gov.by/ – статистический ежегодник Республики Беларусь и др.
Национальный образовательный портал: https://adu.by;
Журнал «Матэматыка і Фізіка» (государственное предприятие «Издательство «Адукацыя і выхаванне»).
Заседание 2
Тема: «Проектирование учебного занятия поматематике, информатике, физике и астрономии в контексте формирования функциональной грамотности учащихся»
Цель: Совершенствование компетентности педагогов в области современных методических подходов по проектированию учебного занятия в контексте формирования функциональной грамотности учащихся.
Задачи:
- Обеспечить освоение педагогами дидактических принципов построения учебного занятия, направленного на формирование функциональной грамотности: целевые ориентиры, особенности содержания.
- Обеспечить освоение педагогами современных методов обучения, соответствующих формированиюфункциональной грамотности учащихся.
- Актуализировать професиональные компетенции учителей УМО пореализации воспитательного потенциала на учебных занятиях.
- Определить наиболее эффективные средства и методы формирования функциональной(читательской, математической, финансовой, естественно-научной,компьютерной, информационной) грамотности учащихся.
Форма проведения: семинар-практикум.
Дата проведения: ноябрь
План проведения:
1. Научно – методический блок
1.1. Реализация задач Года качества средствами учебных предметов УМО, в том числе в контексте формирования функциональной грамотности учащихся;
Н.М. Якубенко, председатель УМО
1.2. Приемы формирования у учащихся социально и личностно значимых качеств (самостоятельности, целеустремленности, настойчивости в достижении цели, способности принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность и т. д.) средствами учебных предметов УМО;
Н. Г. Сафонова, учитель математики;
2.Учебно – методический блок
2.1. Проектирование современного урока по математике с использованием активных методов и средств обучения, различных форм организации учебного взаимодействия, направленных на формирование функциональной грамотности учащихся;
Е.С. Белаусова, учитель математики.
2.3. Формы, методы и приемы работы по формированию естественно-научной грамотности на учебных занятиях по информатике;
Е.И. Прудникова, учитель математики, информатики.
3. Практический блок
3.1. Анализ результатов участия обучающихсяVIII-XI классов в I этапе республиканских олимпиад по математике, физике, информатике и астрономии. Рекомендации по подготовке учащихся ко II этапу республиканской олимпиады по учебным предметам.
Н.М. Якубенко, председатель УМО
3.2. Об итогах изучения уровня обученности учащихся за I четверть2024/2025 учебного года.
Н.М. Якубенко,председатель УМО
Домашнее задание
- Взаимопосещение учебных и факультативных занятий в профильных и допрофильных классах в контексте формирования функциональной грамотности.
Учителя- предметники, работающие в VIII- XI классах,
- Коррекция графика занятий с участниками II этапа республиканской олимпиады по математике, физике, информатике и астрономии.
Учителя- предметники, работающие в VIII- XI классах
- Подготовка и проведение открытых учебных занятий по предметам УМО с целью реализации рациональных методов и приемов обучения учащихсяв допрофильных классах по формированию функциональной грамотности учащихся.
Учителя- предметники, работающие в VIII, IX классах
Заседание 3
Тема: «Эффективные методы и приемы обучения учащихся решению задач на учебных, факультативных занятиях и во внеурочной деятельности, способствующих формированию функциональной грамотности»
Цель: расширение информационно-образовательного поля педагогов математики, физики, информатики и астрономии поформированию функциональной грамотности при организации учебных, факультативных занятий и во внеурочной деятельности.
Задачи:
- Определить наиболее эффективные средства и методы формирования
предметных компетенций учащихся: организация повторения, систематизации и обобщения учебного материала, подготовка учащихся у итоговой аттестации
- Обменяться накопленным опытом работы в области формирования
функциональной грамотности при организации учебных, факультативных занятий и во внеурочной деятельности по предметам естественно-математического цикла.
2. Обеспечить освоение педагогами особенностей использования тестовых заданий на учебных, факультативных занятиях и во внеурочной деятельности.
Форма проведения: семинар-обмен опытом
Дата проведения: январь
План проведения:
- Научно – методический блок
1.1. Особенности работы с современными учебными пособиями при изучении учебных предметов в V – IX, X – XI классов (базовый уровень), X – XI классов (повышенный уровень) как основное средство обучения учащихся решению задач, способствующих формированию функциональной грамотности;
Члены УМО
1.2. Особенности использования тестовых заданий вV – IX, X – XI классах на учебных, факультативных занятиях и во внеурочной деятельности,способствующих формированию функциональной грамотности;
Члены УМО
- Учебно – методический блок
2.1. Решение разноуровневых задач по физике, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся;
Н.М. Якубенко,председатель УМО, учитель физики. Из опыта работы
3. Практический блок
3.1. Сравнительный анализ уровня учебных достижений по учебным предметам за предыдущий учебный год и 1-ю, 2-ю четверти 2024/2025 учебного года (в разрезе каждого учителя).
Н.М. Якубенко,председатель УМО
3.2. Анализ результатов проведения II этапа республиканской олимпиады по учебным предметам.
Н.М. Якубенко,председатель УМО
3.3. О результатах проверки ведения контрольных тетрадей.
Н.М. Якубенко, председатель УМО
3.4. Обсуждение подготовки и проведения I этапа республиканской олимпиады по математике для V - VII классов, физике VII - VIII классов, информатике VI - IX классов.
(Дебаты)
Домашнее задание
1. Подготовка экзаменационного материала и стендов для учащихся и родителей для проведения выпускного экзамена (IX класс) по математике по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования; ЦЭ по математике (XI класс) по завершении обучения и воспитания III ступени общего среднего образования;
Н. Г. Сафонова, Н.М. учителя математики
Заседание 4
Тема: «Формирование функциональной грамотности учащихся в процессе реализации междисциплинарных связей при изучении математики, информатики, физики и астрономии посредством различных заданий»
Цель: расширить информационно-образовательное поле учителей математики, физики, информатики и астрономии по формированию функциональной грамотности учащихся в процессе реализации междисциплинарных связей;
Задачи:
- Обеспечить освоение педагогами особенностей использования практико-ориентированных задач и задач с межпредметным содержанием для формирования функциональной грамотности учащихся.
- Углубить знания педагогов по использованию на учебных занятиях заданий эвристической и исследовательской направленности с прикладным содержанием, способствующих реализации междисциплинарных связей.
- Углубить знания педагогов по использованию на факультативных занятиях задач проблемно-ситуационного характера, способствующих реализации междисциплинарных связей.
- Разработать методические рекомендации, способствующие реализации междисциплинарных связей при изучении математики, информатики, физики и астрономии посредством различных заданий.
Форма проведения: семинар – практикум
Дата проведения: март
План проведения:
- Научно – методический блок
1. Использование современных информационных технологий и цифровых образовательных ресурсов, разнообразных форм организации учебного взаимодействия, направленных на реализацию междисциплинарных связей в контексте формирования функциональной грамотности учащихся;
Н.М. Якубенко, председатель УМО
2. Учебно – методический блок
2.1. Формирование функциональной грамотности учащихся в процессе реализации междисциплинарных связей при изучении математики;
Н.Г. Сафонова, учитель математики. Из опыта работы
2.2. Проектно-исследовательская деятельность по физике как средство развития функциональной грамотности учащихся, направленная на реализацию междисциплинарных связей;
Члены УМО
- Практический блок:
3.1. Анализ результатов проведения 1-го этапа республиканской олимпиады по математике в 5-ых, 6-ых и 7-ых классах и подготовка ко 2-му этапу.
Н.М. Якубенко, председатель УМО
3.2. Обсудить рекомендации, способствующих реализации междисциплинарных связей при изучении математики, информатики, физики и астрономии посредством различных заданий.
(Дебаты)
Домашнее задание
1. Панорама педагогического опыта. Обобщение, описание, представление и распространение педагогического опыта по теме самообразования учителей – членов УМО.
Члены УМО
Заседание 5
Тема:«Итоги работы учебно-методического объединения учителей математики, информатики, физики и астрономии за 2024/2025 и задачи на 2025/2026 учебный год»
Цель: оценить работу учебно-методического объединения в 2024/2025 учебном году, выявить проблемы и определить пути их решения.
Задачи:
1. Проанализировать работу УМО за 2024/2025 учебный год.
2. Презентовать полученные образовательные продукты.
3. Выработать рекомендации по планированию работы УМО на 2025/2026 учебный год.
Форма проведения: методический отчет
Дата проведения: май
План проведения:
1.Учебно – методический блок
1.1. Подведение итогов работы УМО за 2024/2025 учебный год и основные направления работы на 2025/2026 учебный год.
Н.М. Якубенко, председатель УМО
1.2. Анализ результатов творческой активности членов УМО по итогам 2024/2025 учебного года.
Н.М. Якубенко,председатель УМО
1.3. Об итогах учебной деятельности учащихся за 2024/2025 учебный год.
Н.М. Якубенко,председатель УМО
1.4. Анализ результатов творческой активности учащихся.
Н.М. Якубенко,председатель УМО
1.5. Об итогах диагностики затруднений учителей.
Н.М. Якубенко, председатель УМО
1.6. О выполнении теоретической и практической частей учебных программ по учебным предметам «Математика», «Физика», «Астрономия» и «Информатика».
Н.М. Якубенко, председатель УМО
2. Практический блок
2.1.Анализ проведения предметной недели по учебному предмету «Физика»; Отчеты по темам самообразования.
Н.М. Якубенко, председатель УМО
Учителя УМО
2.2. Выработка рекомендаций по планированию работы УМО на 2025/2026 учебный год.
Н.М. Якубенко, председатель УМО
2.3. О результатах учебной деятельности по учебным предметам «Математика», «Физика» «Астрономия» и «Информатика» за II полугодие и 20234/2025 учебный год
Н.М. Якубенко, председатель УМО