План работы учебно-методического объединения учителей филологических наук на 2024/2025 учебный год
Методическая тема на учебный год:«Повышение качества образования средствами учебных предметов «Русский (Белорусский) язык» и «Русская (Белорусская) литература», в том числе в контексте формирования функциональной грамотности учащихся».
Цель: совершенствование профессиональной компетентности учителя по вопросам формирования функциональной грамотности учащихся,формирование их творческого потенциала, повышение качества педагогического процесса.
Задачи:
1. Изучить нормативные документы, новые образовательные программы, варианты учебных планов, изменений в образовательных государственных стандартах.
2. Содействовать актуализации и углублению предметных знаний педагогов, совершенствованию методики преподавания учебных предметов, используя ИКТ, технологии дистанционного обучения, электронные ресурсы.
3. Продолжить работу по повышению профессиональной компетентности педагогических работников, создав условий для их непрерывного образования и самообразования.
4. Включить педагогов в деятельность по освоению способов организации методического сопровождения исследовательской, проектной деятельности учащихся, реализации воспитательного потенциала учебных и факультативных занятий.
5. Обеспечивать качественную и содержательную деятельность методических формирований для достижения эффективности и результативности образовательного процесса.
Основные направления методической деятельности с педагогами на 2024/2025 уч. год:
– совершенствование образовательного процесса по русскому языку и литературе на основе анализа результатов методической работы за предыдущий учебный год, с учетом образовательного и квалификационного уровней педагогических работников, их профессиональных интересов и запросов;
– обобщение и распространение эффективного педагогического опыта преподавания русского (белорусского) языка и литературы через активные формы участия педагогов в методических мероприятиях различных уровней, публикацию материалов в научно-педагогических изданиях;
–создание условий для проявления творчества и инициативы, личностного роста и саморазвития каждого участника образовательного процесса.
Заседание 1
Тема: «Организация образовательного процесса на II и III ступенях общего среднего образования и особенности методической работы в 2024/2025 учебном году»
Цель: нацеливание учителей предметников на наиболее важные задачи по организации образовательного процесса в 2024/2025 учебном году.
Задачи:
изучить и проанализировать нормативное правовое и научно-методическое обеспечение общего среднего образования в 2024/2025 учебном году;
совершенствовать образовательный процесс по учебным предметам с учетом рекомендаций по результатам изучения качества общего среднего образования, проведенного Национальным институтом образования;
Форма проведения: инструктивно-методическое совещание.
Дата проведения: август
План работы
Научно методический блок:
- Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса на II и III ступенях общего среднего образования в 2024/20245учебном году:
Председатель УМО
2. Особенности организации образовательного процесса на II и III ступенях в учреждениях общего среднего образования с русским (белорусским) языками обучения и воспитания в 2024/2025 учебном году. Председатель УМО
3. Анализ результатов работы методических формирований учителей в 2023/2024 учебном году. Планирование работы методических формирований в 2024/2025 учебном году.
ПредседательУМО
Нормативное правовое обеспечение
1. Национальный образовательный портал [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.adu.by. – Дата доступа: 22.08.2024
2. Портал Министерства образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.gov.by – Дата доступа: 22.08.2024
3.Сайт Академии последипломного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://academy.edu.by – Дата доступа: 22.08.2024
Заседание 2
Тема: «Формирование функциональной грамотности учащихся как один из важнейших факторов повышения качества образования»
Цель: повышение уровня теоретической подготовки, компетентности учителей-филологов в вопросе формирования функциональной грамотности
Задачи:
рассмотреть результативные формы и методы организации работы с текстом, стимулирующих развитие универсальных учебных действий учащихся
Форма: обучающий семинар
Дата проведения: ноябрь (на каникулах)
План работы
Научно методический блок:
Формирование функциональной грамотности учащихся с помощью современных, в том числе информационно-компьютерных, технологий и методов обучения (развитие критического мышления, «открытое пространство», многомерные дидактические инструменты, проблемное обучение и др.)
Ищенко Н.А., учитель белорусского языка и литературы
Учебно-методический блок:
Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности. Национальное исследование качества образования НИКО. Примеры текстов и заданий.
Сафонова И.М., учитель русского языка и литературы
Практический блок:
Представление опыта педагогической деятельности. Система работы с текстами новой природы (интернет-публикации, мультимедийные презентации, интерактивная инфографика) как ресурс формирования функциональной грамотности учащихся. Презентация из опыта работы
Пожарская Л.И.,учитель русского языка и литературы
Нормативное правовое обеспечение
1. Национальный образовательный портал [Электронны рэсурс] – Режим доступа: http://www.adu.by. – Дата доступа: 01.09.2024.
2. Портал Министерства образования Республики Беларусь [Электронны рэсурс]. – Режим доступа: http://edu.gov.by. – Дата доступа:
01.09.2024.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айзерман А. С. Работа с текстом на уроках русского языка и литературы в IX классе общеобразовательной школы // Русский язык в школе. – 2004. - N 1. - С. 24-30.
2. Асмолов А.Г. и др. Пособие для учителя. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / А.Г. Асмолов . - М.: Просвещение, 2012.
3. Добротина И. Н. Работа с основными текстовыми единицами на уроке // Русская словесность. - 2008. - N 2. - С. 55-58.
4. Емельянов, Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности / Ю.Н. Емельянов М.: Просвещение, 2010. – 183 с.
5. Игнатова, Т. Б. Учебный текст и формирование культуры речи школьников // Русская словесность. - 2008. - N 3. - С. 49-51.
6. Купирова Е. А. Лингвосмысловой анализ текста как метод организации познавательной деятельности // Русский язык
в школе. - 2010. - N 12. - С. 3-9.
7. Максимова, В. И. Самостоятельная работа над учебным лингвистическим текстом на уроках русского языка // В мире научных открытий. - 2010. - № 4-13. - С. 78-79.
Заседание 3
Тема: «Факультативные занятия как форма дифференциации обучения учащихся, способствующая формированию функциональной грамотности учащихся»
Цель: систематизация эффективного педагогического опыта, использование его в практической деятельности учителей-словесников.
Задачи: транслировать образцы педагогической практики, основанной на реализации дифференцированного подхода в преподавании учебных предметов филологического цикла
Форма: тематический семинар.
Дата проведения: январь
План работы
Научно методический блок:
Методическое и дидактическое обеспечение допрофильной подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования.
Гусева Л.В., учитель белорусского языка и литературы
Учебно-методический блок:
Виды факультативных занятий; формы и методы проведения факультативных занятий; обеспечение преемственности обучения на учебных и факультативных занятиях.
Пожарская Л.И., учитель русского языка и литературы
Практический блок:
Реализация принципов дифференцированного обучения учащихся через факультативные занятия Посещение факультативного занятия с последующим анализом его этапов с точки зрения достижения поставленных целей и задач, выполнения его основных функций и этапов.
Чижик Ж.В., учитель белорусского языка и литературы
Нормативное правовое обеспечение
1. Национальный образовательный портал [Электронны рэсурс] – Режим доступа: http://www.adu.by. – Дата доступа: 01.08.2024.
2. Портал Министерства образования Республики Беларусь [Электронны рэсурс]. – Режим доступа: http://edu.gov.by. – Дата доступа: 01.08.2024.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Глинский А. А. Методическая работа в общеобразовательном учреждении: Учеб.-метод. пособие / А. А Глинский; ГУО «Академия последиплом. образования». – 3-е изд. – Минск, 2008. – 126 с.
2. Запрудский Н.И. Современные школьные технологии – 2 / Н.И. Запрудский – Минск: Сэр-Вит, 2010. – 256 с. (Мастерская учителя).
3. Колмакова, В. И. Формы внеурочной работы, направленные на развитие метапредметных компетенций учащихся [Электронный ресурс]
4. Краевский В. В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие /В. В. Краевский, А. В. Хуторской. – М.: Академия, 2007. – 352 с.
5. Поташник, М.М. Как подготовить и провести открытый урок / М.М. Поташник, М.В. Левит. – М. : Педагогическое общество России, 2003. –
6. Управление качеством образования: теория и практика / Под редакцией А.И. Жука, Н.Н. Кошель. – Минск: Зорны верасень, 2008
Заседание 4
Тема: «Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского(белорусского) языка и литературы в контексте формирования функциональной грамотности учащихся»
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности учителей-филологов через освоение научно-методических принципов организации коллективной и групповой работа на учебных занятиях для формирования исследовательских умений и навыков учащихся.
Задача:разработатьметодические рекомендации по формированию исследовательских умений и навыков учащихся
Форма: семинар-панорама
Дата проведения: март (на каникулах)
План работы
Научно методический блок:
Роль проектной деятельности учащихся на учебных занятиях филологического цикла. Характерные особенности проектного метода обучения
Сафонова И.М., учитель русского языка и литературы
Учебно-методический блок:
Методические рекомендации: приёмы исследования языковых и литературных явлений на уроках языка и литературы (кейс-метод, дебаты, дискуссии, игровые методы и др), способствующие формированию функциональной грамотности учащихся.
Гусева Л.В., учитель белорусского языка и литературы
Практический блок:
Творческий отчет. Использование проектных технологий на учебных занятиях по языку и литературе.
Ищенко Н.А., учитель белорусского языка и литературы
Нормативное правовое обеспечение
1. Национальный образовательный портал [Электронны рэсурс] – Режим доступа: http://www.adu.by. – Дата доступа: 01.09.2024.
2. Портал Министерства образования Республики Беларусь [Электронны рэсурс]. – Режим доступа: http://edu.gov.by. – Дата доступа: 01.09.2024.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Абрамова С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. [Текст] / М.: Просвещение, 2011
2. Бедерханова В.П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности [Текст]: Учебное пособие/В.П.Бедерханова, Б.П. Бондарев. - Краснодар, 2000. - 54 с
3. Гузеев В.В., Новожилова, Н.В., Рафаева, А.В., Скоробогатова, Г.Г. Консультации: Методы проектов [Электронный ресурс]: http://www.lcl.srcc.msu.ru/library/Rafaeva_13_2007
4. Качурин М.Г. Ученик-исследователь на уроках литературы/М.Г. Качурин. – М., 2001
5. Пахомова, Н.Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя. [Электронный ресурс] /Московский институт открытого образования. Методическая лаборатория информационной поддержки развития образования/ http://schools.keldysh.ru
- Симоненкова, Т.Д. Проектная деятельность учащихся [Текст]/Завуч. Управление современной школой. Москва. – 2007. - №8. – с. 3-6.
Председатель УМО И.С.Сафонова