Характеристика музея
Одним из важнейших факторов воспитания гражданственности и патриотизма, нравственного, эстетического, экологического воспитания учащихся является школьное краеведение и открытие в учреждениях образования музеев. Именно музеи дают возможность сформировать у молодежи государственную идеологию, мировоззрение, расширяют кругозор, развивают познавательные интересы у ребят, формируют практические и интеллектуальные умения, помогают в осознанном выборе дальнейшего жизненного пути.
В государственном учреждении образования «Средняя школа №3 г. Кричева» музей был открыт 11.10.1999 года. Размещен в отдельном помещении с искусственным освещением. Чтобы солнечный свет не попадал на экспонаты, имеется необходимое затемнение. Общая площадь музея 37,2 м2. Экспонаты находятся в 3-х закрытых витринах под стеклом и на 3-х открытых подиумах, а также экспозиция декоративно-прикладного искусства и предметы одежды находятся в развешанном виде на вешалках и выполненной учениками композиции - кашпо. Музей паспортизирован в соответствии со стандартными требованиями в 2007 году. В нем имеется необходимая документация: инвентарная книга в письменном и электронном варианте, книга регистрации актов приема экспонатов, акты приема и выдачи экспонатов, план работы музея, книга учета экскурсий и массовых мероприятий, книга отзывов, информация о Совете музея.
Общее руководство школьным музеем осуществляет директор учреждения и заместитель директора по воспитательной работе, а педагогическое руководство возложено на учителя истории. Работу музея направляет совет, в который кроме руководителя музея входят обучающиеся.
В музее насчитывается 201 экспонат основного фонда и 75 – научно-вспомогательного фонда.
Основной фонд составляют:
экспонаты археологического плана: предметы груда и быта Кричева и окрестностей в период средних веков, новой и новейшей истории.
экспонаты этнографического плана: предметы труда и быта: рушники, скатерти, прялки, утюги, ступы и предметы одежды.
экспонаты Великой Отечественной войны: гильзы, каски, штыки, осколки, предметы быта.
Научно-вспомогательный фонд состоит из исторических фотографий, ксерокопий, портретов и снимков культурно-исторического наследия нашего города и государства.
По профилю музей является краеведческим, это определяется потребностями учебно-воспитательного процесса и особенностями возможностей местности района и города в сборе предметов-подлинников и памятников-первоисточников, фонд которых лег в основу экспозиций музея. Объектами краеведения являются историческое прошлое, культура, история родной школы. Это различные направления, следовательно, при их изучении используются разные методы и приемы, присущие соответствующим областям знаний. Но у всех этих направлений краеведческой деятельности имеется общий предмет изучения — край, понятие условное и зависящее от того, кто и с какой целью его изучает. Для школы край — это район, сведения о котором используются как местный материал.
Собранные экспонаты объединены в экспозиции, составляющие различный по содержанию материал и представляющие единый комплекс, обеспечивающий цельное восприятие заложенной в них информации.
Главная задача экспозиционной работы — совершенствование и пополнение экспозиций и организация постоянных и временных выставок.
В музее три основных раздела.
Раздел I «Этнографическая хатка» представлен экспонатами, расположенными на двух стеллажах: орудия труда, предметы домашнего обихода, одежда, этнографические материалы рассказывают о жизни наших предков дореволюционного периода.
Раздел II «Блиндаж» включает в себя реконструкцию блиндажа времен ВОВ и 3 стеллажа, рассказывающих о Кричеве в годы Великой Отечественной войны, о подвиге тех, кто оборонял город летом 1941 года, участвовал в партизанском и подпольном движении в годы оккупации и освобождал Кричевщину осенью 1943 года.
В экспозиции находятся вещи, принадлежащие солдатам-участникам боев, гильзы от снарядов и патронов, штык, каски и т.д.
Раздел III «Геноцид белорусского народа».
В музее выделяется 2 экспозиции, раскрывающие историю Кричева и района, а также хранятся материалы походов, творческие работы учащихся.
Не только история отдаленного военного прошлого нашла отражение в направлениях краеведческой работы. Одно из направлений поисковой работы – сбор воспоминаний родственников узников концлагерей, детские воспоминания современников тех событий, поисковая работа о героях (партизанский отряд «Анатолия Таира», отряд «Победа» и др.). Также неразрывная связь времен и поколений прослеживается и при сборе материалов, посвященных проживающим в микрорайоне воинам-афганцам. Собираются их воспоминания, организуются встречи с обучающимися.
Итогами проделанной работы является альбом «Подвиги воинов», выполнявших интернациональный долг. Собираются материалы, посвященные бывшему выпускнику школы Карпову Владимиру Семеновичу, который погиб, выполняя интернациональный долг.
Планируется создать экспедиционный отряд, в котором будут объединены обучающиеся учреждения, для осуществления сбора экспонатов-памятников истории материальной и духовной культуры.
Музей – один из центров идеологической и воспитательной работы. Экспозиции музея используются во внеклассной работе.
При школьном музее создана лекторская группа. Хорошей традицией стали ее выступления перед учениками накануне памятных календарных дат (месячник оборонно-массовой работы в феврале, к 9-му мая и ко Дню освобождения Кричева).
Из вышесказанного следует, что краеведческая работа в учреждении, работа музея – одно из важнейших направлений в идеологическом, интернациональном, патриотическом воспитании. Дальнейшая деятельность юных краеведов будет являться закономерным продолжением уже сделанного.
раскрыть » / « свернуть