Программа ресурсного центра
по учебному предмету
«Трудовое обучение. Обслуживающий труд»
Цель – формирование у учащихся основ компетентности в различных сферах трудовой, хозяйственно-бытовой деятельности, декоративно-прикладного творчества, способствующей социализации личности в современных социально-экономических условиях.
Задачи:
- формирование знаний, умений и навыков в процессе выполнения различных видов учебно-познавательной и трудовой деятельности (технологических операций) по обработке материалов и приготовлению пищи, ведению домашнего хозяйства, декоративно-прикладному творчеству, домоводству, выращиванию растений;
- формирование основ графической и технологической грамотности, умений экономно использовать материалы и соблюдать правила безопасного поведения;
- формирование готовности учащихся к профессиональному самоопределению;
- развитие познавательных интересов и самостоятельности; творческих, конструкторских способностей; технического и художественного мышления; коммуникативных и организаторских умений в процессе выполнения различных видов деятельности;
- воспитание трудолюбия, культуры труда, инициативности и самостоятельности, эстетического вкуса, культуры поведения и общения, приобщение к культурным национальным ценностям и традициям.
Раздел 1. Основы приготовления пищи
Объекты общественного питания. Общие сведения об объектах общественного питания, их роли, классификации (ресторан, кафе, буфет, бар, столовая и др.).
Общие сведения о характерных особенностях сервировки стола и видах приема гостей (молодежная вечеринка, фуршет, коктейль, чайный стол и др.).
Особенности сервировки стола (по выбору).
Виды теста и способы его приготовления. Виды теста. Виды разрыхлителей, их назначение.
Сладкие блюда. Общие сведения о значении сладких блюд, их видов в питании человека. Способы тепловой обработки, применяемые при приготовлении сладких блюд.
Общие сведения об особенностях технологии приготовления блюд белорусской национальной кухни, связанных с семейными обрядами.
Требования к качеству. Правила подачи.
Решение теоретических задач творческого содержания
Требования к результатам учебной деятельности учащихся
Учащиеся должны знать:
общие сведения об объектах общественного питания, их роли, классификации, характерных особенностях видов приема гостей, значении изделий из теста в питании человека, о муке, ее видах; значении сладких блюд в питании человека;
сведения о муке, тесте и правилах его приготовления; виды разрыхлителей.
Учащиеся должны уметь:
сервировать стол к приему гостей;
определять доброкачественность муки;
выполнять первичную обработку муки, готовить изделия из теста, сладкие блюда;
определять качество приготовленных блюд, оформлять и подавать готовые блюда;
пользоваться посудой (кухонной, столовой), инструментами, приспособлениями, бытовыми электроприборами, необходимыми для обработки продуктов при приготовлении блюд.
Учащиеся должны владеть:
правилами безопасного поведения;
навыками приготовления изделий из теста и сладких блюд;
навыками сервировки стола и оформления приготовленных блюд;
навыками нахождения необходимой информации в различных источниках.
Раздел 2. Основы изготовления швейных изделий
Современные текстильные материалы. Общие сведения о нетканых материалах, их свойствах, прокладочных, дублирующих и подкладочных материалах. Общие сведения о трикотажном полотне, его видах и свойствах, использовании при изготовлении швейных изделий. Виды современных отделочных материалов (по назначению).
Стиль в одежде. Общие сведения о стиле и ансамбле в одежде, костюме (по виду и назначению) и аксессуаров к нему. Понятие о рациональном гардеробе.
Выбор и создание эскиза швейного изделия. Общие сведения о художественном эскизе. Виды художественного эскиза.
Построение чертежа швейного изделия.
Моделирование швейного изделия. Общие сведения о способах моделирования (внесение изменений и корректировка выкройки по основным конструктивным линиям).
Общие сведения о технологической последовательности изготовления швейного изделия с учетом механических и физических свойств тканей.
Последовательность раскроя.
Общие сведения о классификации машинных швов (по назначению).
Последовательность выполнения машинных швов.
Технология изготовления швейного изделия. Подготовка деталей кроя к обработке. Обработка и отделка изделия с учетом механических и физических свойств тканей.
Окончательная обработка швейного изделия. Общие сведения об окончательной обработке швейного изделия с учетом механических и физических свойств тканей и об уходе за ним.
Практические работы. Разработка художественного эскиза швейного изделия, подбор материалов, выбор вида отделки согласно выбранному стилю.
Подготовка ткани и ее раскрой. Выполнение окончательной обработки швейного изделия. Изучение характеристик моющих средств.
Решение теоретических задач творческого содержания
Примерный перечень изделий: изделия для оформления интерьера кухни (прихватка, текстильная корзинка, грелка для заварочного чайника, пакетница, сеты, органайзер настенный, саше для столовых приборов и др.) и др.
Требования к результатам учебной деятельности учащихся
Учащиеся должны знать:
общие сведения о видах нетканых, прокладочных, дублирующих, подкладочных материалах; трикотажном полотне, его видах и свойствах, использовании при изготовлении швейных изделий; костюме, его видах и назначении, аксессуарах, их видах и назначении; особенностях построения чертежа швейного изделия; способах моделирования; классификации машинных швов (по назначению); моющих средствах, применяемых при стирке.
сущность понятий: трикотаж, стиль, ансамбль в одежде, костюм, рациональный гардероб, аксессуар; свойства нетканых материалов.
Учащиеся должны уметь:
учитывать свойства тканей и трикотажного полотна при изготовлении изделий;
разрабатывать эскиз изделия;
рассчитывать количество ткани, необходимое для изготовления швейного изделия;
производить раскрой материала, экономно расходовать материалы;
работать на швейной машине; изготавливать швейные изделия и аксессуары к одежде;
выполнять окончательную обработку швейного изделия, осуществлять уход за изделиями из текстильных материалов.
Учащиеся должны владеть:
правилами безопасного поведения;
правилами выполнения гигиенических требований;
способами организации учебного места;
приемами выполнения технологических операций;
навыками применения конструкторской и технологической документации;
приемами осуществления самоконтроля качества изготавливаемого изделия;
навыками нахождения необходимой информации в различных источниках.
Раздел 3. Основы домоводства
Домашняя экономика. Общие сведения о структуре семейного бюджета (доходы, расходы, баланс, планирование бюджета); рациональном ведении домашнего хозяйства.
Права потребителя. Общие сведения о правах потребителя (Закон о защите прав потребителя, органы надзора за правами потребителя); правилах возврата некачественного товара (срок обслуживания, гарантийный срок, срок годности, товарный чек, кассовый чек).
Имидж делового человека. Общие сведения о составляющих имидж современного делового человека (внешний вид, культура поведения, культура общения и т. д.); речевом этикете (приветствие, формы обращения, разговор по телефону).
Интерьер нашего дома. Общие сведения о проектировании интерьера, этапах создания проектов интерьера (сбор информации, эскизирование, планировка);
Практическая работа. Составление таблицы планирования семейного бюджета.
Практическая работа. Определение качества предложенного товара.
Практическая работа. Разработка варианта планировки жилого помещения.
Требования к результатам учебной деятельности учащихся
Учащиеся должны знать:
общие сведения о структуре семейного бюджета; правах потребителя;
речевом этикете; проектировании интерьера; способах создания макетов;
сущность понятий: бюджет, срок обслуживания, гарантийный срок, срок годности, имидж; способы рационального ведения домашнего хозяйства.
Учащиеся должны уметь:
составлять план рационального использования семейного бюджета;
определять качество предложенного товара;
разрабатывать планировку жилого помещения;
составлять резюме.
Учащиеся должны владеть:
правилами безопасного поведения;
навыками нахождения необходимой информации в различных источниках,
составления алгоритма выполняемой работы.
Раздел 4. Основы выращивания растений
Роль комнатных растений в жизни человека.
Уход за комнатными растениями.
Цветочно-декоративные растения открытого грунта. Уход за цветочно декоративными растениями открытого грунта.
Цветочно-декоративное оформление. Вертикальное озеленение.
Газоны: типы и виды, технология устройства.
Ассортимент растений для создания газонов.
Требования к результатам учебной деятельности учащихся
Учащиеся должны знать:
общие сведения о типах и видах декоративных газонов; об ассортименте газонных трав и почвопокровных культур.
на уровне понимания: сведения о газоне, процесс устройства и ухода за газонами.
Учащиеся должны уметь:
подготавливать участок для создания газона, почву под газоны;
выбирать и сеять газонную траву;
создавать газон из ковровых растений, ухаживать за ним.
Учащиеся должны владеть:
правилами безопасного поведения при создании газона;
навыками создания газона из ковровых растений, подготовки почвы под газон; приемами осуществления самоконтроля качества выполненной работы;
навыками нахождения необходимой информации в различных источниках.
Раздел 4. Вариативный компонент
Виды украшающих швов. Технология их выполнения.
Счетная гладь. Способы выполнения: односторонняя, двусторонняя.
Техника выполнения. Требования к качеству вышивки.
Разновидности шва «крест». Технология вышивания простого креста рядами по горизонтали, вертикали и диагонали
Гладь. Классификация глади по способу выполнения, форме элементов, цвету. Технологические особенности выполнения. Способы закрепления нити на ткани.
Виды сквозного вышивания. Строчевое вышивание. Понятие о мережке.
Виды мережек. Технология и последовательность выполнения мережки.
Требования к качеству работы.
Практические работы. Упражнения в выполнении мережек. Изготовление
изделия.
Аппликация. Виды аппликации. Применение аппликации из ткани.
Технология выполнения аппликации. Способы закрепления аппликации.
Оформление работы. Требования к качеству работы.
Практические работы. Упражнения в выполнении мотивов. Изготовление
изделия.
Вязание крючком как вид декоративно-прикладного искусства. Приемы
вязания полотна.
Требования к результатам учебной деятельности учащихся
Учащиеся должны знать:
классификацию видов вышивки, способов вязания полотна; способы
перевода рисунка на ткань; технологию выполнения вышивки, аппликации, вязания; способы закрепления нити в начале и конце работ; требования к качеству работ; понятие плотность вязания, подбор количества нити вышивки;
требования к качеству работы.
Учащиеся должны уметь:
выполнять заданный вид вышивки, переводить рисунки на ткань, закреплять нити в начале и конце работы; обвязку изделия, записать схему обвязки, вязать мотивы по схеме.
раскрыть » / « свернуть